«Условия поло - ролевого воспитания ребенка»
Проблема детского онанизма; "Трудные" вопросы
«Условия поло – ролевого воспитания ребенка»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах полового воспитания детей.
Половое воспитание – важная часть нравственного воспитания, требующая от взрослых особого такта и внимания.
В этом процессе ошибочным являются наиболее распространенные подходы:
- подача ложных представлений;
- подавление проявлений сексуального развития.
Такие ошибки являются, как правило, следствием некомпетентности взрослых, которая может проявляться в следующих моментах:
- Незнание особенностей психосексуального развития ребенка;
- Неадекватная реакция на проявления психосексуального развития;
- Неадекватные установки взрослого на взаимоотношения полов.
В процессе полового воспитания взрослые могут совершать следующие ошибки:
- зажим естественных реакций, не только половых, но и непосредственно эмоциональных, что приводит к развитию холодности и излишней рассудочности;
- излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, что препятствует приобретению необходимых навыков общения;
- подавление интереса к противоположному полу;
- сглаживание половых различий, сокрытие истинной информации.
Для осуществления психологически правильного воспитания необходимо знать возрастные особенности психосексуального развития ребенка-дошкольника.
К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он, но еще не четко осознает, каким содержанием наполняются эти понятия. Это понимание приходит к нему под непосредственным и косвенным воздействием взрослых. Мальчикам чаще прощается проявление агрессии. А девочкам – открытое проявление слабости. Половая роль обуславливает и выбор игр, интересы, мечты, манеру поведения.
В норме идентификация идет с родителями того же пола, что и ребенок. В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер развития мальчика, особенно, если круг его близкого общения не входит никто из мужчин: брат, дядя, дедушка. Типичное поведение представителей своего пола ребенок усваивает через непосредственные поведенческие проявления в поведении мужчин и женщин. Ребенок начинает подражать всему, как полезному, так и вредному, перенося это в свои игры.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим обработка игровых действий. Именно в игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки легче приспосабливаются к создавшейся ситуации и легче входят в нее. Мальчики более подвижны, их игры умнее. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать потребность в лидерстве, интересы же девочек сосредоточены в большей степени на межличностных отношениях.
Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он начинает активно интересоваться телесной организацией людей и своей в частности. Осознание своей структуры принадлежности включается в структуру образа своего «Я». Маленький ребенок непосредственен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обнажаться перед представителями другого пола. Стыдливость – естественный результат воспитательного воздействия цивилизации.
«Проблема детского онанизма»
Главное сразу понять, что детский онанизм и взрослый – является абсолютно разного характера. Практически все дети, так или иначе, проходят через это. Первые проявления начинаются в 5 – 6 месяцев, когда ребёнок неожиданно напрягается, краснеет, а потом обмякает и расслабляется. В более старшем возрасте такие бывают у детей, страдающих запорами, когда напряжение передается половым органам, дальше следует естественная разрядка и ребенок начинает искать способ достижения приятных ощущений. Само по себе такое обследование тела не является патологичным. Чаще проблема во взрослом, в его отношении к этому. Проявляя испуг при виде занятий онанизмом и давая понять это ребёнку, взрослый тем самым дает понять ребёнку, что он занимается чем – то плохим, следовательно, он сам плохой.
В основном такие реакции, как детский онанизм, чаще встречаются у детей, у которых нарушена эмоциональная связь с родителями, которые ощущают недостаток тактильного контакта с родителями. И тогда малыш начинает искать способ удовлетворения своей потребности в ласке: в навязчивых движениях, в сосании пальцев, кручении волос, онанизме. Таким способом ребенок находит способ успокоения.
Лучшее, что можно посоветовать родителям, у детей которых наблюдается онанизм, - более активно проявлять свою любовь к детям, чаще обнимать их, гладить по голове.
Обращения к специалисту необходимы, если ребёнок начинает заниматься онанизмом прилюдно. Это свидетельствует о том, что ребёнок не контролирует свои действия. Тогда первый шаг взрослого – обращение к невропатологу.
«Трудные» вопросы»
На определенном возрастном этапе ребенок начинает задавать вопросы о различиях между полами, о том, откуда берутся дети. Многие дети, не получая ответов у взрослых, обсуждают эти вопросы между собой. Поэтому полезно заранее заготовить такие ответы, которые давали бы ребенку объективную информацию на уровне, соответствующем его возрасту. Важно помнить, что это естественный интерес, стоящий в одном ряду с желанием знать о различных явлениях природы.
Родителям необходимо знать ряд правил:
- Важно соблюдать гигиенические правила ухода за телом ребенка, в том числе и за половыми органами;
- Следует придерживаться нормы в пище, так как ее переизбыток из-за переполнения тазовых органов может явиться стимулом к перенапряжению половых;
- Нельзя перенасыщать рацион ребенка возбуждающей пищей: мясом, тонизирующими напитками, пряными блюдами;
- Необходимо соблюдать тепловой режим, так как излишнее укутывание создает условия для раздражения гениталий (потоотделение, сдавливающее белье);
- Размер одежды должен соответствовать возрасту ребенка;
- Информационные перегрузки. Шумные активные игры перед сном должны быть ограничены;
- Чрезмерные ласки также являются стимулирующими;
- Информация о различиях полов должна даваться ребенку по мере поступления интереса к ней;
- Нельзя подавлять любознательность ребенка.
"Принципы организации сюжетной игры в ДОУ"
«Принципы организации сюжетной игры в ДОУ»
Цель: повысить интерес педагогов к игровой деятельности детей, сформировать желание играть вместе с ними и грамотно руководить детской игрой.
Бесспорным является утверждение, что сюжетной игре детей необходимо обучать. Но на занятиях игре обучить нельзя. Как быть?
Прежде всего, чтобы дети играли, необходимо:
- понимать специфику детской игры;
- иметь представление о ее развивающем значении;
- знать о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе;
- уметь играть соответствующим образом.
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности должны выступать игровые умения, т. е. преобладающий у ребенка способ построения игры. А также в зависимости от замысла включение условных действий с предметами, ролевые диалоги, комбинации различных событий. Поэтому цель педагогического воздействия – формирование игровых умений.
Принципы организации сюжетной игры в ДОУ
I принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Другими словами, в 1,5 – 3 года ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить такое действие.
В 3-5 лет детей можно «втягивать» в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного блока» игры.
После 5 лет воспитатель может втягивать детей в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий.
II принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятыми другому. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.
III принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:
- совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
- самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации.
Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.
Блок спойлеров «Тренинги» ещё не настроен