Советы педагога - психолога
Экспресс - советы для родителей по адаптации к детскому саду
Для малыша начало хождения в детский сад – очень большое событие. Привыкание к детскому саду – долговременный стресс. При этом стресс надо понимать как рабочее испытание, переводящее ребёнка на новый уровень развития.
Рекомендации, которые помогут сгладить трудности периода привыкания к детскому саду.
- Находите время на разговор с ребёнком.
- Старайтесь лучше познакомиться с детьми из группы малыша, чтобы помочь ему ориентироваться в именах и отношениях.
- Обязательно расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях ребёнка, до того как возникли проблемы.
- Играйте с ребёнком в сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, проигрывая сюжеты, типичные для детсадовской жизни. В этих играх ребёнок может вам рассказать и показать то, что не в состоянии ещё выразить словами.
Как же должны реагировать родители на слёзы или капризы ребёнка?
- Ребёнок заранее должен слышать, что в сад ходят большие дети. Что это такая привилегия больших детей. Он вырос, он уже большой и именно поэтому пойдёт в детский сад.
- Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают непослушных детей. Наоборот, ребёнку стоит рассказать, что те детки, которые плачут, когда их приводят в детский сад, - это просто маленькие детки, которые ещё не выросли.
- Не надо брать с ребёнка обещаний и клятв в том, что он будет вести себя прекрасно. Помните о том, что дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти очень сильных чувств и эмоций.
Плач при расставании
- Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателя, скажите, когда придёте, и уходите. Воспитатель сам примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь вашего ребёнка.
- Договоритесь, что ребёнок будет махать маме рукой из определённого окна (к нему ведь ещё надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей).
- Заранее приучайте ребёнка к расставанию, провоцируя такие ситуации, когда малыш сам захочет попросить маму отлучится. Например, он заигрался с друзьями, а вам нужно в магазин.
- Уходя надолго, просите не взрослых, а ребёнка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, просите что-нибудь сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.
- Не забудьте похвалить ребёнка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребёнок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребёнка до того, как он заплачет.
Ребёнок не хочет ходить в детский сад
- Самая главная причина – ребёнок не хочет менять домашнюю обстановку и привычное окружение, так как он считает необратимой потерей каждую разлуку с мамой.
- Следующая причина, по которой ребёнок не хочет идти в сад, - смена режима и обстановки. Занятия и распорядок в детском саду рассчитаны на средний возраст детей и не учитывают их индивидуальные особенности. Поэтому многим родителям тяжело утром поднимать своих малышей, а в тихий час такие дети не хотят укладываться. Нужно выработать у ребёнка привычку вовремя ложиться и вставать.
- Еще одной причиной нежелания ходить в детский сад является незнакомая и непривычная пища. Все знают, что в детских садах пятиразовое питание, в которое, помимо уже знакомых ребенку фруктов и соков, входят обязательные ежедневные каши и супы. А как мы помним из своего детства, каша там может получиться и с комочками, и пригорелой. Вот поэтому отвращение, к каким – то блюдам ребёнок иногда переносит на детский сад в целом, а объяснить это не может.
- Еще одной из важных причин нежелания быть в детском саду является непрофессиональный и поэтому нелюбимый воспитатель.
Каждый ребенок остро чувствует отношение к нему работающих в детском саду людей, их настрой. Дети мгновенно определяют фальшивость, неискренность, доброжелательность. Отвечают они тем же самым, перестают любить и уважать такого воспитателя.
- Травмирующие обстоятельства тоже являются немаловажной причиной отказа посещать детский сад. Ребёнка, возможно, обидели, обозвали или дали прозвище. Естественно, что после таких моментов ребёнок категорически не желает общаться со своими обидчиками или замыкается в себе. Нужно быть терпеливыми и поговорить с ребёнком об этом инциденте, помочь ему побороть испуг.
- Если ребёнок часто болеет, он тоже отвыкает от детского сада. Когда мы ухаживаем за ним во время болезни, мы уделяем ему больше внимания. И ребёнок это чувствует и понимает в таких ситуациях, что дома гораздо лучше, чем в детском саду. Это может послужить причиной того, что ваш ребёнок не захочет ходить в детский сад. Часто болеющие дети из-за того, что редко ходят в детский сад, имеют там мало друзей. Это беспокоит родителей, и сами дети от этого страдают не меньше.
Как же исправить ситуацию?
- С первых дней ребенок должен понять, что у него нет выбора – садик придётся посещать в любом случае. Сюсюканье здесь не помощник. А ребёнок вместо капризов начнет искать в этом положительные моменты.
- Если вы будите часами сидеть в раздевалке и раньше забирать ребёнка из детского сада, вы только усугубите ситуацию. Тем самым вы дадите своему чаду ложные надежды.
- Не бойтесь разлуки, ребёнок это чувствует.
- Перед тем как отдать своего малыша в детский сад. Не ждите, что он сам станет общительным и самостоятельным. Ежедневно занимайтесь с ним. Утром будите ребёнка под бодрую музыку, будите его и любимую игрушку, с которой он спит. Так ему будет легче просыпаться в сад.
- Не кормите ребёнка полноценным завтраком перед тем, как отвести в детский сад. Ничего не произойдёт плохого, если ребёнок будет завтракать в 8 или 9 часов утра, зато аппетит у него будет отменный. А вот если он позавтракает дома, то заставить его есть в группе кашу станет проблематичным.
- Если ребёнок не ладит с воспитателем, нужно напрямую разговаривать с администрацией о переводе в другую группу или даже другой детский сад (если есть такая возможность).
- Если ребенка обижают и дразнят, нужно его подбодрить, поддержать, внушить веру в себя, но ни в коем случае не оберегать на каждом шагу. Родители не должны, выслушивать жалобы своего малыша, начинать паниковать, волноваться. Нельзя с негодованием говорить об обидчике вашего ребёнка, так как ваш может впоследствии чувствовать опасность при встрече с ребёнком «мучителем». Если ребенок не может успокоиться, отвлеките его внимание, а сами демонстрируйте спокойствие. И будет лучше, если такую сложную ситуацию вы будете решать совместно с воспитателями.
Что воспитывает детский сад
Конечно, основы социального поведения закладываются в родительском доме. При встречах с другими, в детском саду или в школе к ним добавляется новое качество: дети учатся вливаться в группу, не отставать от других. Это сложный процесс, растягивающийся на годы.
Контактность
«Можно с тобой поиграть?», «Ты будешь в нашей группе?» В детском саду ежедневно завязываются новые контакты, дети объединяются для игры, учатся не только заявлять о своих желаниях, но и переносить отказ.
Поведение в группе
Совместная игра ставит перед детьми сразу несколько требований: надо договориться о ролях, приноровиться друг к другу, оказывать и принимать помощь, решать задачи сообща. Уже трехлетние малыши помогают друг другу, чтобы справиться с какой - нибудь проблемой: сложить игру – головоломку, построить замок из песка. При этом важно уметь выражать свои мысли. Чем лучше дети владеют речью, тем легче им сблизится друг с другом.
Чуткость
Это основная предпосылка нормального социального поведения. Трех -, четырехлетние дети по своему умственному развитию еще не в состоянии представить себя на месте другого, взглянуть на что-то его глазами. Однако они вполне способны проявлять сочувствие. Если товарищ по игре плачет, потому что его с таким трудом собранный автомобиль развалился, то они в виде утешения предлагают ему собственно плюшевого мишку, так как им самим в подобной ситуации он помогает. Но только с 6 лет дети начинают понимать, почему их товарищ по игре плачет, и предлагают ему снова собрать машинку вместе.
Понимание правил
Оно необходимо для любой игры. Понимать правила и уметь пользоваться ими – это большой шаг в умственном и социальном развитии. Например, игру в прятки осваивают даже совсем маленькие дети. Ролевые игры доступны детям только с 4 – х лет. Ведь для этого надо договариваться о правилах: «Я хозяин собаки, а ты мой пёс» - и соблюдать их. Трехлетних просто вовлекают в игру, к примеру, в роли собачки. Если они ведут себя неправильно, например, рвутся с «поводка» или во время «выгуливания» не задирают ногу, старшие их поучают. Так малыши учатся, как надо правильно играть роль.
Способность сдерживать желание
Для детей детсадовского возраста это самое трудное. Даже у пятилетних бывают проблемы, если надо становится в очередь и ждать, когда придёт твой черёд. Маленькие дети лишь с большим трудом могут преодолеть разочарование, проиграв , они тут же плачут. Справляться с разочарованием удается лишь детям школьного возраста.
Скромность
Не быть в центре внимания – для многих это что-то совершенно непривычное. Впервые им надо стать частью группы, чтобы получить признание. Хорошая тренировка: в течение года празднуется день рождения каждого ребёнка, и в этот день все остальные автоматически оказываются на заднем плане – так приобретается важный опыт поведения в коллективе.
Великодушие и предупредительность
Этому способствует, прежде всего, смешанный возрастной состав групп. Дружеские отношения между маленькими и большими обеспечивают поддержку, и способствуют взаимопониманию. Шестилетние помогают четырехлетнему подняться на лесенку, потому что хотят, чтобы он остался с ними.
Дети учатся правильному социальному поведению в первую очередь через собственные переживания и опыт. Воспитатель помогает создать фон для игрового опыта, вмешивается в случае конфликтов, уговаривает, если слабых исключают из коллективной игры, разъясняет, почему необходимо внимательно относится друг к другу. И взрослый должен быть примером, ведь дети очень наблюдательны.
Чему родители должны научить своего ребёнка?
В жизни есть многое, чему должен научиться ребёнок, пока растёт. Какие-то умения и знания более важны, другие менее. Но есть несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребёнка, чтобы подготовить его к взрослой жизни.
Любить себя.
Любить себя – это не значит делать только то, что хочется. Любить – это значит ценить собственную жизнь, управлять своими чувствами, своими эмоциями, бережно относиться к тому, что окружает. Любить себя – делать так, чтобы не было лишних замечаний, поучений, наказаний. Любить себя – чувствовать себя человеком, причём хорошим человеком, а не ущербным.
Интерпретировать поведение.
Ребёнок должен понимать, что настроение человека может зависеть от разных причин. Нужно уметь видеть настроение других людей и строить свое поведение в соответствии с этим. Помимо того что ребёнку надо уметь видеть настроение других людей, ему надо научиться объяснять и свое собственное поведение. Осознание своего поведения, своих поступков поможет ребёнку принимать в каждом случае необходимое решение для выхода из создавшейся ситуации.
Общаться при помощи слов.
Любой ребёнок должен уметь рассказывать о своих чувствах и переживаниях словами. Это важно, чтобы взрослый мог понять его и при необходимости помочь принять нужное решение.
Интересоваться и задавать вопросы.
Чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Без желания задавать вопросы не появится желание, учится. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребёнка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путём рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге.
Понимать различия между мыслями и действиями.
Важно научить маленького человека тому, что успешно можно делать лишь то, о чем думаешь. Если делаешь одно, а думаешь о другом, то очень трудно выполнить работу качественно.
Не бояться неудач.
Чтобы научиться чему – либо, мы должны не бояться ошибок. Умение пережить неудачу, начинать все с начала, а не падать духом – очень важное умение. Ни одно большое открытие не давалось без большого числа предшествующих ему испытаний и неудач. Любая работа – это риск, где всегда возможен либо выигрыш, либо проигрыш.
Доверять взрослым.
Дети тонко чувствуют фальшь. Вполне можно дать понять ребёнку, что не все люди одинаково добрые, но большинство все же добры. Человек не может состоять из одних достоинств или недостатков. Не было бы недостатков, не видно было бы и достоинств – и наоборот.
Думать самому.
Надо поощрять ребёнка в том, чтобы он высказывал свои мысли и мнение. Этим мы учим ребёнка анализировать последствия действий прежде, чем он их совершит. Мы готовим его к принятию самостоятельных решений. Особенно важно научить ребёнка говорить «нет», отказываться от чего-то – это очень важное качество человека.
10 правил для работающих родителей
Никогда не стоит приходить домой слишком голодным.
Муки голода, особенно после нелёгкого трудового дня, кого угодно могут сделать раздражительным и нетерпеливым. Так что перед уходом с работы постарайтесь перекусить немного или хотя бы выпейте чашку сладкого чая. Вы станете более благодушными, и вам будет легче перенести взрыв бурной радости вашего отпрыска от долгожданной встречи с вами.
Не переутомляйтесь на работе.
В результате чрезмерной физической и умственной нагрузки в крови увеличивается содержание гормона адреналин, который вызывает учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление и, как следствие, плохое самочувствие и раздражительность. Ребёнок вряд ли поймёт, в чем истинная причина вашего раздражения. Зато у него останется ощущение, что он не нужен самому близкому для него человеку.
Ребёнок не должен считать, что работа для вас важнее его самого.
Ребёнок должен быть уверен, что для вас именно он самый важный человек на свете, что ваша работа может быть для вас очень нужной и интересной, но ваше сердце принадлежит ребёнку. Работа вам нравится, а ребёнка вы любите.
Для родителей общение с ребёнком должно быть приоритетным.
Это правило больше касается женщин. Как вы полагаете, какого мнения о себе должен быть человек, которому постоянно дают понять, что общение с ним ничто по сравнению с приготовлением борща?
Ребёнок должен быть равноправным помощником.
Не дискриминируйте ребёнка, поручая ему самую непривлекательную работу по дому. Почему ребёнок должен выносить мусор? Только потому, что командуете вы.
Не самоутверждайтесь за счёт ребёнка.
Вы взрослый человек, и только по этой причине вы больше знаете и умеете. Вы лучше моете посуду и играете в компьютерные игры. Но если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уверенным в себе и в своих силах, общаясь с ним, постарайтесь вести себя так, чтобы он чувствовал себя умелым и сообразительным.
Работа не должна быть смыслом всей вашей жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он для вас важнее любой работы. Когда вы организуете совместный отдых, учитывайте интересы всей семьи. Не стоит делать ребёнку одолжение и с кислым лицом плестись с ним в зоопарк. Постарайтесь сделать так, чтобы совместный отдых принес ребенку радость и надолго ему запомнился.
Будьте внимательным слушателем.
Общаясь с ребёнком, внимательно слушайте его, вдумываетесь в его слова, обращайте внимание на интонации. Ребёнок должен чувствовать, что для вас важно то, что он говорит. Каждый день выделяйте время для полноценного общения с ребёнком.
Не бойтесь советоваться с ребёнком.
Рассказывайте ребенку о своей работе, делитесь с ним своими мыслями и переживаниями. Не бойтесь поведать ему о своих сомнениях и проблемах, дайте понять, что доверяете ему и рассчитываете не его поддержку. Спрашивайте совета у ребёнка, и он научится формулировать и высказывать свое мнение.
Не попрекайте ребёнка куском.
Когда-нибудь и вы будите зависеть от него. Не создавайте прецедентов – и в старости вам не придётся краснеть.
Магазинные cцены
С одной стороны, потребительское изобилие для нас удобно, но с другой…
Стоит появиться в магазине с ребёнком, как повторяется одна и та же – до боли знакомая – тема : «Хочу!»
Как справится с этими магазинными истериками?
Откуда проблема?
Из телевизора! Всему виной вездесущая реклама, которая завораживает, магнетизирует, зомбирует… незрелую детскую психику, внушая мысль о том, что купив вожделенный суперпродукт, ты станешь счастливым.
В итоге формируется модель: «Купи Это, и будет тебе счастье!» Хорошо, когда Это стоит недорого, но что делать, если ценник – трехзначный?..
Ответ очевиден. Не надо потакать формированию извращённой модели счастья. Учите ребёнка делать осмысленный выбор, быть ответственным за свои поступки и уметь получать от жизни удовольствие другими средствами.
Магазинная истерика. Что делать?
Не потакать.
Это первое правило, придерживаться которого получается у едва ли 30% родителей. Маме (папе, бабушке) становится элементарно стыдно перед случайными «зрителями», поэтому она предпочитает «замять» скандал в самом начале, уступив маленькому манипулятору, за что будет расплачиваться ещё долгие годы, ведь ребёнок усваивает подобную тактику буквально на лету и активно пользуется ею по жизни!
Не обращать внимания.
Это второе правило для тех, кто не побоялся громкой сцены и набрался терпения. Малыш вопит? Тогда самое время развернуться и пойти за запланированными покупками. Только делайте это решительно и медленно: Ребёнок должен успеть среагировать, заметить, что его вопли оставлены без внимания. Главное, чтобы в этот момент не нашелся поблизости «сочувствующий», который станет утешать дитя. Сердобольных надо мягко нейтрализовать, тактично напомнив, что именно вы занимаетесь воспитанием ребёнка и помощники вам пока не требуются.
Переключить внимание.
Например, ваш ребёнок просит купить игрушку (например, Лунтик), замеченную им на полке. Вы можете задать ему вопрос, почему именно ее он выбрал. Наверняка ваш малыш увлечённо смотрит мультфильмы с этим персонажем. Тогда начните обсуждать сюжет последней серии, которую он смотрел, и постепенно уведите его из «опасной зоны».
Меры профилактики
Покупаем по плану.
Перед походом в магазин составьте и обговорите список запланированных покупок. Желательно заранее предупредить, что шоколадки, игрушки, жвачки и прочие «счастливые» мелочи в этот список не войдут, иначе ребёнок будет ждать приятного сюрприза и надеяться на него.
Главный советчик.
Активно привлекайте вашего сопровождающего к процессу покупок. Спрашивайте, какой йогурт ему предпочтительнее, какой сок понравится бабушке, какие сосиски – папе? Чем больше малыш чувствует себя взрослым, тем ответственнее он себя ведет.
Самостоятельный покупатель.
Выделите ребёнку сумму на свою покупку. Это должно быть символическая сумма, чтобы ребёнок научился осмысленно выбирать себе то, чего ему в этот момент хочется больше всего.
Какой должна быть детская комната
Ваш ребёнок подрос. Ему недавно исполнилось 6 или 7 лет. Именно в этот период многие родители задумываются над тем, что малышу как никогда раньше необходимо собственное жизненное пространство – отдельная комната.
Какой должна быть идеальная детская?
Ответ на этот вопрос ищут не только мамы и папы, но и специалисты: врачи, инженеры, дизайнеры. Ведь так важно, чтобы наши дети дома чувствовали себя комфортно, уютно, безопасно. Значит, выбирая ребёнку мебель, вам пригодится учитывать все: начиная от размеров его комнаты и заканчивая формой ручек шкафов и ящиков.
Совет первый.
Заранее определитесь, какая именно мебель необходима для детской. Согласно статистике, большинство родителей хотели бы приобрести шкаф или комод для одежды, письменный стол, кровать, книжные полки или стеллажи, ящик для игрушек.
Совет второй.
Остерегайтесь сложных конструкций и различных подвесных шкафчиков и полочек. В идеале семилетний ребёнок уже сам убирает за собой постель, расставляет по местам книги и игрушки, поэтому дверцы и ящики шкафов должны быть такими, чтобы до них можно было легко дотянуться, а так же чтобы их можно было удобно открывать и закрывать.
Совет третий.
Чтобы ваш малыш чувствовал себя в безопасности, когда вы оставляете его в комнате одного, отдайте предпочтение мебели со сглаженными или закругленными углами. Также необходимо убедится в том, что мебель изготовлена из экологически чистых материалов.
Совет четвертый.
Выбирайте детскую мебель пастельных тонов: голубого, салатового, бежевого. Согласно последним исследованиям, эти цвета успокаивающе действуют на психику ребенка, повышают естественную освещенность помещения. Но вполне возможны и отдельные яркие пятна.
Совет пятый.
Если вы купили детскую мебель для ребёнка 7-10 лет, она должна прослужить ему до окончания средней школы. Потом он сам будет решать, каким быть интерьеру его комнаты.
Общение ребёнка с посторонними
Преступники очень часто используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы. Ребёнок, наблюдая за нами, видит, как легко и просто мы разговариваем в общественном транспорте и общественных местах с незнакомыми людьми, и повторяет наши действия.
Как же научить ребёнка осторожности?
Прежде всего, ему необходимо объяснить, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме.
- Оставляя ребёнку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.
- Приучите ребёнка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребёнок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас. Это допустимо только в случае крайней необходимости и только с разрешения родителей.
- Ваш ребёнок никогда не должен уходить из учебного заведения с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.
- Если вы не сможете прийти за ним в школу (детский сад), заранее предупредите, кто его забирает, и покажите этого человека в лицо (или он должен знать человека в лицо).
- Не забудьте предупредить и воспитателя о том, кто придёт за ребёнком.
- Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребёнком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали. После этого обязательно обратитесь в полицию.
- Если вашего ребёнка пытаются увести насильно, он должен привлечь к себе внимание людей, крича: «Это не мои родители! Я их не знаю!»
- Если ребёнка доставили в полицию, он должен сообщить свой адрес, телефон родителей.
Едим всей семьёй…
Семейный обед – это не просто еда. Это возможность выразить свои чувства. Сказать родным: я вас люблю, я вами дорожу, я хочу проводить время вместе с вами.
Все мы любим вкусно поесть. Но далеко не каждый из нас чтит давнюю традицию собираться на завтрак, обед или ужин за семейным столом. У кого-то дел невпроворот, из-за чего задержки на работе допоздна уже стали привычным укладом жизни, у кого – то – драмкружок или занятия в спортзале. И это в лучшем случае. Ведь некоторые предпочитают трапезничать с наушниками в ушах, сидя у телевизора, или довольствуются «перекусами» в фасфудах. И наиболее подвержены такому влиянию современности наши дети.
Недавнее пребывание в одном из таких заведений, где, кстати говоря, было немало детишек, натолкнуло на мысль, что современное человечество напрочь забыло, что такое семейные собрания за столом в теплой, уютной домашней атмосфере и насколько это важно именно для подрастающего поколения. Ведь недаром специалисты утверждают, что дети, которые питаются вместе с семьей, более стабильны эмоционально. Им не нужно пытаться «выкроить» хоть минутку свободного времени папы и мамы, чтобы поделится какими-то новостями, переживаниями. Ежедневно во время завтраков или ужинов (а на выходных – и во время обеда) у них есть такая возможность. И это здорово!
Собрание семьи за столом не только ради того, чтобы поесть, но и поговорить, посмеяться, проявить любовь и поддержку друг другу, сближают всех членов семьи, способствуют укреплению отношений. Дети, употребляя пищу вместе с семьёй, учатся:
- Регулярно правильно питаться
- Проявлять хорошие манеры. Например, дети могут научиться щедрости, если будут делиться едой с папой, мамой, братиком или сестричкой.
- Общаться. За столом дети учатся говорить и с уважением слушать, пополняют свой словарный запас и стараются правильно высказывать собственные мысли.
- Сотрудничать. Очень важно, чтобы детки помогали в сервировке стола, обслуживании других членов семьи во время трапезы или в уборке стола. Те, кто постарше, могут даже принять участие в приготовлении блюд.
- Такая дружелюбная атмосфера в доме будет способствовать умеренному и содержательному образу жизни детей, они будут меньше скучать, переживать и, конечно же, лучше учиться в школе!
Как не надо кормить ребенка
Семь великих и обязательных «Не»
- Не принуждать.
Поймем и запомним: пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребёнок не хочет, есть – значит, ему в данный момент есть не нужно! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребёнок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
- Не навязывать.
Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить – и никогда больше.
- Не ублажать.
Еда – не средства добиться послушания и не средство наслаждения; еда – средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьётесь только избалованности и извращения вкуса, ровно как и нарушения обмена веществ.
- Не торопить.
Еда – не тушение пожара. Темп еды- дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда – нибудь ещё, то пусть ребёнок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит ещё один недожеванный кусок.
- Не отвлекать.
Пока ребёнок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребёнок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
- Не потакать, но понять.
Нельзя позволять ребёнку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженного). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «Не» избавит вас от множества дополнительных проблем.
- Не тревожиться и не тревожить.
Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребёнок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так!
Если ребёнок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть – все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
Дети и компьютер: когда, как, зачем и сколько?
Когда начинать знакомить ребёнка с компьютером? Что нужно знать, чтобы умная техника, заняв свое место в жизни детей, приносила только пользу и не вредила ни физическому, ни психическому здоровью?
Если с раннего детства ребенок привыкает, что стиральная машина нужна, чтобы стирать белье, холодильник – чтобы сохранять продукты, а компьютер – для работы с информацией, то вероятнее всего вы избежите эффекта «запретного плода», который, как известно, сладок, но с горьким послевкусием. Для этого запомните пять простых «Не».
Не делайте из компьютера культа
Не превращайте его в награду, не обещайте, что если ребёнок будет себя хорошо вести, то вы разрешите ему поиграть на компьютере. Пусть для занятий с компьютером в режиме дня ребёнка будет определённое время – наряду с выполнением уроков, посещением секций и кружков, прогулками и чтением книг.
Компьютер – только дополнение к обычным занятиям детей, и не более того.
Не дарите ребёнку компьютер слишком рано
Если вы подарите компьютер в личное пользование ребёнку, еще плохо контролирующему свои желания, увлекающему, азартному, то у него могут появиться следующие рассуждения: «Раз этот компьютер мой – то я и делаю с ним что хочу и когда хочу!» Пусть на первых порах компьютер будет «мамин», «папин» или «общий», тогда и правила и время пользования техникой будут устанавливать взрослые.
Не ставьте компьютер в детскую комнату
По причинам, описанным выше, не стоит ставить компьютер в детскую. Ведь если компьютер стоит в детской, то его хозяином автоматически становится ребёнок, и контролировать процесс вам станет намного сложнее.
Не загружайте компьютер бездумно
Покупая прикладные программы и игры, тщательно познакомьтесь с их содержимым: подбирайте игры по возрасту и характеру детей, позаботьтесь о том, чтобы программы, которые вы устанавливаете, были полезны. Хорошо, если с их помощью ребёнок создаст свои первые дизайнерские или музыкальные шедевры, подготовит исследовательские работы и презентации для школы. Именно так компьютер становится помощником в образовании и развитии.
Не заменяйте компьютером общение
Никакая самая умная техника не заменит ребенку родителей. Не стоит оправдывать себя занятостью и бесконечными делами. Помните, что дети быстро растут, и каждая минута, проведённая с ними, - бесценна. Обязательно находите время для задушевных разговоров, для совместных занятий – и пусть это будут не сетевые игры! Сходите вместе на рыбалку или каток, в театр или цирк, займитесь рукоделием или приготовлением обеда – не правда ли, это куда лучше очередного сеанса борьбы с компьютерными монстрами? И еще помните, что детям нужно не только виртуальное общение. Пусть двери вашего дома всегда будут открыты для ваших друзей и друзей ваших детей.
Нужно помнить, что детям дошкольного возраста рекомендуется проводить у экрана не более 20 – 30 минут в день, но важнее подумать, чем ребёнок занимается в оставшееся свободное время. Ведь только в том случае, когда у вашего чада будет много других интересных дел, можно быть уверенным, что проблема «дети и компьютер» будет для вас не проблемой, а только фрагментом повседневности.
Что делать, если ребёнок боится врачей?
- До похода в поликлинику следует объяснить ребёнку, почему вы идёте туда, что конкретно его ожидает, зачем это требуется. Необходимо сохранить при рассказе спокойствие и терпеливость.
- Важно не обманывать ребёнка. В частности, поэтому часто ребёнок боится врачей. В следующий раз ребёнок уже будет вам верить, и вопрос просто не возникнет.
- За хорошее поведение ребёнку можно предложить и оригинальное вознаграждение. К примеру, можно пообещать заняться вместе чем-нибудь интересным после похода в поликлинику.
- Порой дети боятся вовсе не врача, а его белого халата. Можно пригласить в таком случае в гости друга семьи, которого ребёнок знает. Попросите своего знакомого надеть белый халат, это поможет малышу побороть свой страх.
- Поиграйте со своим ребёнком в «поликлинику». Пациентами могут выступать разные игрушки, малышу же отводится роль врача. Покажите ему, что приходится делать врачу: как он осматривает горлышко, как нужно проверять животик. Ребёнок будет повторять эти движения. Потом можно будет поменяться своими ролями – сначала ребёнок осматривает игрушки, затем вы самого малыша. Но заставлять его быть пациентом не нужно – он сам должен этого хотеть.
- Когда в семье есть старший ребёнок, к врачу можно пойти всей компанией. Ребенок при этом увидит, что ничего страшного в походе к врачу не будет.
- Часто перед кабинетом врача есть очередь. Важно это учесть предварительно, чтобы развлечь ребёнка во время ожидания, можно захватить его любимую книжку или игрушку. Будьте непринуждёнными, отвлеките его внимание от утомительного ожидания.
- Всегда сохраняйте спокойствие. Не нужно сердиться, ругать ребёнка. Важно не нервничать самому, поскольку в таком случае ситуация лишь усугубляется. Нужно сохранять ровное настроения. Когда дети ощущают, что нервничает их мама, они сами начинают бояться и беспокоиться.
Как научить ребёнка дарить подарки?
Объясните ребёнку несколько простых правил.
- Подарки всегда должны доставлять людям удовольствие. Не делайте подарков, которые нужны лишь для того, чтобы пройти в гости не с пустыми руками.
- Подарок оценивается не стоимостью, а тем отношением и вниманием, с которым его преподносят.
- Лучше всего выполнить подарок собственными руками. Это потребует от вас определённого труда и фантазии, зато принесёт много радости.
- Подарок в праздничной упаковке и цветы преподнесите виновнику торжества, если он выходит встречать гостей, в прихожей. В особенно торжественных случаях на празднике отводится специальное время для вручения подарков. В этом случае дар принято преподносить в освобождённом от упаковке виде, сопровождая дарение различными пожеланиями.
- Раскрыть значение вашего дарения можно в стихах, написанных на открытке, специально подготовленной песне или инсценировке.
- Всегда очень приятно и интересно, если в качестве подарка преподносится сюрприз – шутка.
- Не стоит произносить длинных речей, извиняться и оправдываться за преподнесенный подарок.
- Не дарите другим сувениры, которые сами получили в подарок.
Десять испытанных способов наказаний, не оскорбительных для ребенка (1 - я часть)
- Энергичное порицание.
Громкое твердое «нет» или холодное и резко сделанный выговор оказывают на ребенка шоковое воздействие. Правда, только если средство не обесценивается от частного употребления.
- Временная изоляция.
Это средство хорошо, когда надо продемонстрировать свой гнев. Например, оно уместно, когда ребёнок хулиганит и мешает другим детям праздновать день рождения. Ребёнка просто на время изолируют, что бы он «поостыл» (общее правило: на сколько минут, сколько ребёнку лет). В результате из-за своего неподобающего поведения нарушитель спокойствия лишается «публики» и, стало быть, возможности безобразничать с целью, обратить на себя внимание. Иногда достаточно просто в течение нескольких минут удерживать ребёнка на расстоянии от места события, например, позволить ему только наблюдать, как другие играют. При буйных «припадках» рекомендуется отправить строптивца в другое помещение. По прошествии определенного времени (можно использовать песочные часы) он может вернуться. Запирать ребёнка на ключ не следует.
Помните: с детьми старшего возраста способ «тайм-аут» иногда не действует.
- Удаление с «поля боя».
Это мера предосторожности, когда маленькие дети проявляют неумеренное любопытство или назойливость, особенно если «объекты воспитания» еще не вполне понимают объяснения. Тогда лучше просто взять «правонарушителя» под мышку и унести, чтобы защищать от его агрессивных поползновений какую-нибудь аппаратуру или комнатную пальму. Правда, тогда взрослому надо какое-то время побыть вместе с ребёнком, отвлекая его, чтобы он не пытался снова и снова приближаться к объекту своего любопытства или не начал плакать.
- Лишение ожидаемого подарка.
Иногда для детей постарше уместно такое наказание: они не получают подарка, на который рассчитывали. Это имеет смысл в тем случаях, когда ребенку надо продемонстрировать стоимость определённых вещей. Скажем, когда шестилетний малыш, несмотря на постоянные напоминания, не надевает тапочки и поэтому быстро рвёт носки, будет вполне оправданным, если родители купят хотя бы одну новую пару за счет, скажем ожидаемого каждое воскресенье «киндер-сюрприза». Школьников, которые ломают чужие или свои цветные карандаши, можно заставить потратить карманные деньги на приобретение нового набора для рисования.
- Лишение игрушек.
Если двое детей ссорятся из-за какой-нибудь игрушки, лучше всего просто убрать ее. То же самое относится к беспрестанно гудящей дудке, действующей маме на нервы. Это наказание по своим последствиям понятно даже самым маленьким детям, поскольку здесь устраняется сама причина зла. Как и все другие санкции, эта тоже должна применяться только как логическое следствие неправильного поведения.
Десять испытанных способов наказаний, не оскорбительных для ребёнка (2-я часть)
- Лишение десерта или сластей.
Если ребёнок из жадности накладывает себе полную тарелку, а съедает только половину, если он не хочет даже попробовать какое-нибудь новое блюдо, это будет достаточным основанием, чтобы сказать: «Сожалею, но тогда пирога ты не получишь». Можно также лишить ребёнка выдаваемого время от времени кусочка шоколада, если, к примеру, маленький лакомка без спроса залез в коробку со сладостями. Однако неразумно наказывать, таким образом, ребёнка за то, например, что он разрисовал фломастером стену в коридоре. Такое наказание способно лишь повысить в его глазах привлекательность сластей, что совершенно излишне.
- Запрет на прогулки.
Справедливое наказание для детей постарше, тех, которые не соблюдают уговор («Пожалуйста, в пять часов будь дома!») или забывают о своих обязанностях, резвясь с друзьями на игровой площадке. Каждый ребёнок понимает взаимосвязь, когда родители запрещают очередные встречи с друзьями, пока не будет наведён порядок в детской комнате или не будут выполнены школьные задания.
- Запрет на телевизор или компьютер.
Это наказание бывает эффективным тогда, когда не соблюдается разрешенное время пользования компьютером или просмотра телепередач, если вопреки уговору ребёнок переключается с программы на программу, протестует, когда родители выключают аппарат и.т.д. Взрослые могут ограничить просмотр передач, мотивируя запрет тем, что ребёнок отлынивает от обязанностей по дому. В остальном действует то же правило, что и при запрете сластей: не использовать интерес ребёнка к телепередачам и компьютеру как стандартное наказание, потому что это только усилит тягу к такому времяпрепровождению.
- Возмещение причиненного ущерба.
Где возможно, наказания должны также служить исправлению допущенной ошибки или помогать устранить последствия неправильного поведения. Трех-, четырёхлетний ребёнок, который со злости или из озорства пачкает обеденный стол или вываливает на пол содержимое платяного шкафа, обязательно должен помочь восстановить порядок в доме, даже если это у него не очень хорошо получается. Иногда стоит дополнительно обязать ребёнка сделать какое-нибудь «доброе дело». Если он нарочно сломал вещь своего товарища, то должен не только починить ее или отдать что-нибудь взамен, но, возможно, ещё и подарить «пострадавшей стороне» в виде компенсации какую-нибудь безделушку или оказать помощь, в которой тот нуждается.
- «Сам виноват!»
Кому-то такой экстремальный метод может показаться слишком жестким и коварным, но если он действует, его можно использовать. Родители дают ребёнку почувствовать последствия его действий, вообще ничего не предпринимая. К примеру, молча наблюдают, как их ребёнок ломает свою любимую игрушку, надеясь, что, если вещь будет испорчена, он извлечёт из этого урок. Преимущество этого «естественного» наказания: родителям не приходится лишний раз демонстрировать свою власть. Правда, взрослым не всегда удаётся преодолеть природный инстинкт защиты ребёнка.